Как определить цель улучшения процессов?

Какими могут быть цели улучшения процессов? Приведу небольшую классификацию исходя из нашего опыта. Речь пойдет не о маленьких целях уровня командной ретроспективы, а скорее больших и тяжеловесных целях уровня организации целиком.

Сначала немного о том, откуда ноги растут. Один из наших “продуктов" в ScrumTrek — аудит процессов. Это такая недлинная процедура на несколько дней, когда мы разбираемся что происходит в компании и как можно улучшить ситуацию.

Иногда наши заказчики спрашивают, с чем мы будем сравнивать их процесс. Тут есть проблемка. Не существует единого "правильного" стандарта, с которым можно было бы сравнивать процессы разработки. Впрочем, есть несколько интересных попыток.

Проблема в том, что все текущие стандарты качества или описания процессов (будь-то CMMi, SEMAT, ISO, SAFe, DAD и прочие) вообще не ориентированы на цели улучшения процессов. В каждом предполагается, что есть некий золотой стандарт, к которому должны стремиться все компании.

Практически такой подход себя не оправдывает по следующим причинам:
  • Проблема мотивации к изменениям. Помимо того, что вообще полезно понимать что ты делаешь и зачем, внедрение "просто стандарта" вызовет огромное сопротивление. Невозможно вдохновить людей меняться, не объяснив зачем ты это делаешь.
  • Проблема фокуса. В любом случае, энергии на изменения внутри организации не хватает, чтобы производить изменения “просто так, чтобы соответствовать" — нужен четкий фокус на цель, имеющую безусловную ценность для бизнеса. Иначе мы рискуем впустую растратить силы и время.
Итак, начинать лучше с ясной цели улучшения процессов.

Тут у нас есть кое-какой опыт, которым хотелось поделиться.
По нашему опыту, цели можно поделить на два типа: а) прямо и б) косвенно влияющие на бизнес

Кажется, что список прямых бизнес-потребностей состоит всего из трех пунктов:
  • Time to market. Время от момента появления проблемы или идеи до получения результата конечными пользователями должно быть достаточно коротким, чтобы мы могли эффективно реагировать на изменение рынка и бизнеса
  • Productivity. Производительность разработки в виде количества произведенной ценности в единицу времени должна быть достаточной, чтобы IT не являлось узким местом и не тормозило развитие бизнеса компании. Ну или хотя бы не ТАК тормозило ;)
  • Customer Experience. Продукт должен быть достаточно высокого качества с точки зрения конечного использования для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц
Первые две цели кажутся близкими, но на самом деле они разные по смыслу. В типичном водопадном проекте Productivity за год может оказаться неплохой — вы деливерите сразу целую кучу ценности, просто очень редко. При этом Time-to-Market может оказаться очень плохим.

Во вполне благополучной Agile-команде с очень хорошим Time-to-Market производительность может оказаться недостаточной. Если потребности бизнеса выше возможностей команды, какие-то проекты будут просто ждать в баклоге. И хотя time-to-market для задач может быть очень хорошим, среднее время ожидания в баклоге до старта работ будет высоким и команда будет казаться бизнесу медленной.

Цели “Productivity" - “Time to market" — “Customer Experience" являются основными. Понятно, что их достижение часто невозможно без наличия определенного уровня зрелости процессов внутри организации.


С точки зрения повышения зрелости, цели могут быть такого вида:
  • Transparency. Процесс должен быть прозрачен и понятен участникам. Лишь при этом условии можно его улучшать
  • Predictability. Разработка должна быть предсказуемой. По каждому происходящему изменению мы должны понимать, как оно влияет на достижение поставленных целей и данных обязательств
  • Quality. Разумеется, работа не может считаться эффективной, если не соблюден должный уровень качества кода и продукта
  • Motivation. Низкая мотивация сотрудников — часто следствие предыдущих проблем, но вполне может рассматриваться как самостоятельная цель
Такие цели можно назвать “гигиеническими", как правило, напрямую бизнесу они не нужны. Однако цели бизнес-уровня невозможно достичь, не разобравшись предварительно с ними.

Вот вроде бы и все. Я не забыл никакие цели?

Tags: